Обязательная маркировка товаров с 2019 года.

Переход на цифровую маркировку для розницы и опта уже начался

В России вводится обязательная маркировка товаров — с 2019 года. Она позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Некоторые товары маркируются уже сейчас, для других система тестируется. Подключение к ней уже стало обязательным для части участников рынка, а для остальных пока остается добровольным — идут пилотные проекты. Узнайте на этой странице, нужно ли маркировать ваши товары и когда вы обязаны подключиться к системе маркировки.

Как работает обязательная маркировка товаров

Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.

Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что повторно их использовать тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.
Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.
Оператором маркировки на основании распоряжения правительства №791-р от 28.04.2018 назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ занимается масштабными проектами в области цифровой экономики, и первый из них — обязательная маркировка товаров. С 2018 года ЦРПТ ведет пилоты под контролем всех заинтересованных ведомств: Минпромторга, Минфина, Минсельхоза, Минкомсвязи, Федеральных таможенной и налоговой служб, Федеральной службы безопасности и Роспотребнадзора.

Пилотные проекты по маркировке — подготовительный этап. Участники создают и проверяют универсальную схему, которая потом распространится на все товары. Сначала технологию опробовали на спиртном и шубах. В 2017 году стартовал аналогичный проект для лекарств, а в 2018 маркировка товаров тестировалась для сигарет и обуви.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
Что произойдет после окончания пилотов? Уже с 2019 обязательная маркировка товаров будет действовать для ряда категорий. Подключение к системе станет необходимым, работать в обход уже не получится — нарушители попадут под штрафы. Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке:

С 1 июля 2019 — сигареты. Производители будут обязаны маркировать каждую пачку. Читать подробнее >>
С 1 июля 2019 — обувь. Сейчас обсуждается перенос этого срока. 
С 1 декабря 2019:
— духи и туалетная вода,
— шины и пневматические — — резиновые покрышки,
— одежда из натуральной или композиционной кожи,
— женские и детские вязаные блузки,
— верхняя одежда — женская и мужская,
— белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное,
— фотокамеры и лампы-вспышки.
К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания. Такое решение правительства одобрил президент.

Закон о маркировке товара

Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на Федеральный закон №487-ФЗ от 31.12.2017. Документ вносит корректировки в уже существующее законодательство о торговле и порядке работы с кассами. 487-ФЗ запрещает продажу и любое введение в оборот товаров, которые не отвечают требованию о маркировке. Он предусматривает и ответственность за нарушения. Закон об обязательной маркировке товаров вступил в силу 1 января 2019 года.

Распоряжение правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 года утвердило общие принципы, по которым будет работать с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил и определить исполнителя проекта. Им был назначен ЦРПТ.

Распоряжение правительства РФ №792-р от 28.04.2018 утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Документ вступил в силу 1 января 2019 года.

После окончания пилотных проектов появится и новый закон о маркировке товара — его разработают по результатам эксперимента. В документе будут описаны конкретные детали окончательного порядка работы: плата за генерацию кодов, вид и размер ответственности за нарушения и другие.

Как устроен код маркировки?

Товары маркируются специальной последовательностью символов. Например, для маркировки сигарет используется двухмерный код DataMatrix, а для лекарств — QR-код. В них содержатся сведения о товаре, его происхождении, производителе, движении, а также шифр проверки.

Коды маркировки генерирует оператор системы — ЦРПТ. Генерация их для маркировки товаров в 2019 году будет платной — после того, как закончатся эксперименты. Плата будет браться однократно за каждый идентификатор. Размер ее установит новый закон о маркировке товара. Согласно проекту, предложенному в феврале 2019 Минпромторгом, плата составит 50 копеек за один код.
Сейчас коды выдаются бесплатно. Это хорошая возможность научиться работать с маркировкой: пока участники ни за что не платят, их не штрафуют за нарушение порядка работы, и можно переходить на новые правила в своем темпе. Подключитесь к МоемуСкладу и попробуйте работать по новым правилам. Это бесплатно.

Что меняется для розничного магазина

Работать с маркированными товарами несложно: не требуется никаких технологических новинок, все нужные инструменты и оборудование уже есть на рынке. Но розницу ждут два больших обязательных изменения.

Во-первых, придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Через СЭД будут передаваться документы, сопровождающие товар.

Во-вторых, нужно будет сканировать коды маркировки: при приеме каждой партии товара сверять их с указанными в документах, а при продаже покупателю — включать в фискальный документ и отправлять в ОФД.

Для этого понадобится сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования — чтобы считывать коды, — а также программа для магазина, которая умеет работать с маркировкой.

Для участия подключения к системе маркировки нужно:

Подать заявление на сайте ЦРПТ. Это бесплатно и быстро: форма для заполнения совсем небольшая. Обратите внимание: потребуется электронная цифровая подпись.
Подключить онлайн-кассу. Когда вы будете продавать промаркированные товары, то напрямую сообщать об этом оператору маркировки не понадобится. Данные о продаже автоматически отправятся в ОФД, а уже оттуда поступят в ЦРПТ.
Подключить сканер штрихкодов с функцией 2D-считывания. Он понадобится, чтобы считывать двухмерные DataMatrix-коды при приеме и продаже товаров.

Маркировка товаров с 2019 года: последние новости

С 1 марта 2019 началась обязательная регистрация в системе маркировки всех участников оборота табака: производителей и всех, кто торгует сигаретами, включая даже самую мелкую розницу.
С 1 июля 2019 обязательной станет маркировка сигарет (с 1 января 2018 она работает в тестовом режиме). Выпуск немаркированных изделий прекратится, производители будут обязаны наносить коды на каждую пачку. Читайте подробнее, как устроена и когда вводится маркировка табачной продукции >>
С 1 июля 2019 станет обязательной маркировка обуви. Ее тестируют с июня прошлого года. Сейчас обсуждается возможность отсрочки по обуви: перенос старта обязательной маркировки на 1 февраля 2020.
Для ряда других товаров маркировка станет обязательной в декабре 2019. В списке пока только несколько категорий: парфюмерия, шины и пневмопокрышки, некоторые виды одежды и белья, фототовары. Но в будущем их станет больше: предполагается, что к 2024 году система отслеживания распространится вообще на все товары.